Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 векаВ ЦДХ состоялся музыкальный эксперимент: восставший из тишины конзаводов "Вежливый отказ", в котором теперь постоянно играют композитор-авангардист Павел Карманов и скрипач Сергей Рыженко, сыграл нечто с оркестром Петра Айду "Персимфанс" - Первым симфоническим ансамблем без дирижера. Нечто - потому что одним словом, пусть даже таким туманным, как "Nichtzusammen" (т.е. "Не вместе"), как назвал Роман Суслов свою программу, не отбояришься. Начали со Стравинского и без Суслова. "Персимфанс" исполнил "Регтайм для 11 инструментов" и концерт для камерного оркестра "Dumbarton Oaks" Стравинского. Оркестр создан на базе Школы драматического искусства, она же - бывший театр Анатолия Васильева, бежавшего за границу. Ансамбль без дирижера морально поддерживается Петром Айду, на ходу управляется основной скрипачкой, и создает действительно свежее звучание подзабытых произведений. Еще более наглядным дыханием такого архитектурного по сути конструктивизма веет от исполнения вокального цикла «Четыре газетных объявления» недооцененного шутника Алексея Мосолова. Обычно он поется оперным женским вокалом. У Романа Суслова не нашлось такового, и он поет газетные объявления своим голосом. Собственно программа "Вежливого Отказа" представляет собой новые композиции, которые в черновом виде уже были играны на спорадических концертах "Отказа" в последние год-полтора. Иногда на сцену снова выходит "Персимфанс", и поддерживает фанковые иррациональные экзерсисы "Отказа" своими гармоничными репликами. Складывается все в объемные пятнашки, - передвинь скрипку, и обнаружишь под ней гитару с полутоновым сдвигом по фазе. Собственно, новые песни оказались вполне связным произведением, рок-симфо-сюитой под условным названием "Шесть песен про войну". Две новых песен из сюиты появились на сайте "Отказа" еще до концерта - пафосная кричалка "Мы победим" и адаптированная к современности "Мурка". Вопросы войны и мира действительно волнуют Романа Суслова в той мере, в какой он ощущает надвигающуюся тяжесть ура-патриотизма и внутреннюю немощь своего поколения. Отчаянное скандирование "Мы победим!" отсылает к примитивистско-маршевому Маяковскому, пропитанному ядом столетней лжи. Аранжировка же - к тому самому конструктивизму, атональный городской романс для дома, не приспособленного к человеческой жизни. Именно контркультуру начала века формирует Роман Суслов на наших глазах. Пока она не модна, не сопровождается аншлагами и восторженными вскриками модников. Более того, она тяжела для слуха массового слушателя. Но кому, как не старой рок-гвардии 80-х, ее создавать? Позднее контркультуру этого века подхватят самые талантливые из молодой поросли, магнетизируют экспрессией молодости, сделают модной и актуальной. Но лаборатория уже заработала. И главный мастер, Роман Суслов, уже вперил черный взгляд в ее дымящиеся колбы.
|