10-летие «Оргии Праведников», или Сонатная форма без париков«Оргии Праведников» – десятилетие. Вот так незаметно группа перешагнула вполне солидный рубеж. Появившись в результате творческого слияния арт-рокового коллектива «ARTель» и акустического гитариста-романтика Сергея Калугина, каждая из составных частей этого союза приобрела то, в чём так остро нуждалась. Расставшийся с проектом «Дикая охота» Калугин нашёл отличный аккомпанирующий состав, понявший его и оказавшийся готовым развивать творческие идеи. «ARTель» получила реальную возможность выйти на принципиально новый уровень известности, благодаря такому мощному творческому локомотиву, как Калугин. Структурно сложная и тяжёлая по звучанию музыка с философско-эзотерическими текстами удачно расположилась в нише, в которой не было не то, что конкурентов, а было в принципе пусто. Случай неординарный. Эпоха монстров рока (в том числе русского) позади. Агрессивная социальная тематика и романтика надрыва из рок-поэзии почти полностью ушли в прошлое, уступив место рокапопсу слезливых кривляющихся юношей и барышень, косящих под рок-героев прошлых лет и, кажется, совершенно искренне считающих себя олицетворением рок-н-ролла. Обычно перед хедлайнером на разогреве играют коллективы, близкие по духу и настрою. Так бывает в большинстве случаев. В случае с «Оргией праведников» это, пожалуй, просто нереализуемо. Праведники настолько, с одной стороны, специфичны, а с другой эклектичны, что столь разные «Городская культура», «Кувалда» и «Tintal», отыгравшие по получасовому сету, не показались совсем уж чужеродными, хоть и вызвали весьма спорные эмоции. Праведники вышли на сцену в самых настоящих фраках, на груди атласные галстуки-банты. Выступление с намёком на классичность, состоящее из трех частей. Ни дать, ни взять трёхчастная сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза… Вот он стёб! Не хватало париков. После вступления - проникновенная «Начало века» и сразу энергетический «Туркестанский экспресс», новые «Путь во льдах» и «Над пропастью во ржи», затем «Das Boot», «Королевская свадьба», «Весна», «СССР». Вторую часть музыканты провели сидя, сменив чёрные брюки на демократичные джинсы. Казалось бы, можно ожидать тихого акустического сета, но зазвучала мощная «Чёрная луна». Затем «Покой и свобода» с танцевальной кодой, «Огонь и я» - это из будущего альбома, уже традиционно утяжелённый «Сицилийский виноград». В третьей части музыканты снова во фраках: начав с барабанного соло, концерт завершается гимновой «Армагеддон FM», ПВМЗ, главным хитом «Убить свою мать». На бис – «Это не жизнь!» Вот она социальная тематика, дошло и до неё дело. ... Одна из частей концерта заканчивается песней «СССР», уже традиционно исполненной в сварочных масках. В бывшем помещении музея горной техники под звёздным небом, которым расписан потолок клуба, грохочет рок-концерт. На сцене люди в чёрном и в сварочных масках, а слушатели скандируют «Наша родина – СССР!». В этом индустриализме есть что-то символическое: «Оргия праведников» – как пылающая печь, переплавляющая в бесконечном огненном горниле мировые культуры и мировоззрения. Оргия праведников.
|