Василий Шумов - «Содержание». Рецензия ПреображенскогоПродюсерский проект лидера группы «Центр» Василия Шумова, вернувшегося в Россию после многолетнего отсутствия, призван решить поистине миссионерскую задачу. А именно: вернуть в современную российскую музыку «содержание», которое, по мысли музыканта, к нынешнему моменту почти безнадежно утрачено. CD. «Союз-мьюзик», 2010. Силы для музыкального воплощения проекта, работа над которым шла весь прошлый год, были подключены самые разнообразные. Среди рок-ветеранов друзья Шумова еще по 80-м - Олег Нестеров («Мегаполис»), Александр Ф. Скляр, Михаил Борзыкин («Телевизор»), Владимир Рекшан («Санкт-Петербург»), «отЗвуки Му», Владимир Рацкевич («Рубиновая атака»), глава питерского объединения «Митьки» Дмитрий Шагин, Игорь Журавлев («Альянс»). Среди относительно молодых - группа «Би-2», Найк Борзов, Пахом, Вова Терех («Ривущие струны»), The Vivisectors, электроклэшевое открытие прошлого года «Барто». В целом альбом, большую часть материала к которому написал сам Шумов, продолжает традиции социального рока, так развитого в 80-е и затем выхолостившегося – того самого социального рока, за который нынче бьется, как одинокий Дон Кихот с ветряными мельницами, Юрий Шевчук. К содержанию вопросов нет – это злая социальная сатира, переходящая в фарс (а когда она не была присуща Шумову?), но будто бы забарахлила как раз форма. Ведь, по мысли лидера «Центра», все это делалось с таким прицелом, чтобы данные песни были доступными, что называется, широким массам – от «домов престарелых до детсада». А по факту, скорее всего, данное начинание будет вновь воспринято лишь интеллектуалами-маргиналами, поклонниками вдумчивого русского рока. По большей части звучит монотонный электропоп, с обилием обработок на звучащих голосах, скетчи-речевки на фоне нойзовых гитар и электронных эффектов. Заметим, что доступности, как ни странно, Василию Шумову можно было бы поучиться у своих в данном случае протеже – у той же группы «Барто», которая модна и доступна по форме, но при этом сохранила свою остросоциальную закваску, нисколько не изменив себе, а даже наоборот. Концепты Шумова, увы, более архаичны. Однако с видеорядом (сделаны ролики на песни «Одна и надолго», «Позитиф») месседж становится убедительнее. Как чистый прикол слушается «Бубу ньюз» - коллаж из наиболее распространенных новостных клише, показывающий, что, собственно, от наполнения содержания новости мало меняется. «Эпошка» - наиболее емкая вещь альбома, отражающая, пожалуй, всю его суть. Финал компиляции – старенькая песня «Центра», именуемая «Алексеев» и являющая собой каталог имен людей с одинаковой фамилией. Шумов обновил текст – периодически дикторским голосом напоминается, что это « опубликованный журналом Forbs список примерно 149 млн. самых бедных людей России». Но вот только «министр» сюда как-то не вписывается – отнюдь не бедные эти граждане у нас. Равно как и политики. Как ожидается, данный диск - лишь часть масштабного культурного проекта, обещающего выйти за рамки явления собственно музыкального. Возможно, по мере его воплощения, будут раскрываться и новые стилистические горизонты в музыке проекта. Оценка: 5 из 10.
|