Памяти Майка Науменко: «Я часть мира, которого нет»18 апреля рок-общественность отметила 55-летний юбилей Михаила «Майка» Науменко. Он ушел из жизни, по счастью, не увидев стремительного заката русского рока, случившегося сразу же вслед за тем, как тот вышел из полузапрещенного подполья на стадионы, а чуть позже и вовсе обуржуазился. Этой весной лидеру группы "Зоопарк" Майку Науменко исполнилось бы 55. Однако судьба распорядилось иначе, и двадцать лет назад Михаил Васильевич Науменко ушел из жизни, причем при весьма загадочных обстоятельствах. Влияние его на весь последующий "русский рок" оказалось колоссальным. В симпатии к творчеству Науменко признается каждый второй отечественный рок-музыкант, и каждый третий отмечает явное влияние, оказанное на его творчество автором "Сладкой N" и "Пригородного блюза". Вспомнить знаменитого музыканта собрались в эти выходные в ДК Горбунова - одной из самых легендарных рок-площадок страны. Среди участников концерта - Леонид Федоров ("АукцЫон"), Дмитрий Ревякин ("Калинов мост"), Ольга Арефьева, Сергей Калугин ("Оргия праведников"), "Выход", Умка, "Разные люди", Юрий Наумов..... Очень пестрая команда выступающих, но объединяет их, вне зависимости от степени известности, пожалуй, одно - независимая позиция в болоте доморощенного отечественного шоу-бизнеса, насквозь кланового, коррумпированного и, несмотря на все западные заимствования, провинциального. И в этой независимой позиции - главное, что сближает их с Майком Науменко, которому суждено было быть рок-звездой западного образца в совершенно непригодных для этого реалиях: питерский интеллигентный юноша, обучавшийся в английской спецшколе, он отлично понимал и переводил Боба Дилана, Марка Болана, Дэвида Боуи, но жил в серости коммунальных будней, которую оставалось расцвечивать лишь силой своей фантазии. И в стилевом отношении мыслил именно категориями западной рок-музыки. Однако окружающая его действительность давала ему совсем иную пищу для песен. Так сформировался его собственный, исповедально-повествовательный блюзовый язык, который на то время стал для отечественного рок-н-ролла настоящей революцией. Не случайно многими признается, что основу специфично русского языка нашей рок-музыки заложили три человека: Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Прямых продолжателей дела Майка почти нет, но сколь обширно его влияние и любовь к нему в среде музыкантов и меломанов, было понятно по концерту, выросшему в шестичасовой фестиваль. Вел концерт давний друг Майка Науменко, известный издатель неформатной музыки Олег Коврига, похожий на доброго старичка-лесовичка, нечто среднее между домовым и хоббитом. Он не просто представлял музыкантов, но и предварял выступление каждого коллектива историей, связанной с Майком Науменко, выуженной из собственной памяти. Впрочем, делились воспоминаниями и участники концерта. Дмитрий Ревякин, к примеру, вспомнил, как после квартирника Майка в Сибири он, тогда еще совсем начинающий автор, бегал к таксистам за польской водкой. Открыл фестиваль лидер группы "Зерна", в саркастической манере спел несколько "околомайковских" блюзов собственного сочинения. Эстафету перехватил корифей отечественного прог-рока Андрей Сучилин, известный тем, что в свое время играл с самим Робертом Фриппом из King Crimson. Представляете, как прозвучало в исполнении Сучилина и его группы майковское "Лето"? Да-да, примерно так оно и было. И слушалось, кстати, замечательно. Затем на сцену вышел странный бэнд с не менее странным названием "Самые неприятные кавалеры". Первая композиция прозвучала довольно невнятно, вторая - обратилась помпезной и вместе с тем изобретательной инструментальной симфонией: клавишные, виолончель, скрипка, гитара. А на третьей стало очевидно, что голос лидера группы Анатолия Платонова удивительно похож на голос Майка. Оказывается, что в свое время, когда Науменко уже ушел из жизни, а у оставшихся музыкантов была отчаянная мысль возродить "Зоопарк", именно Платонову предлагали даже стать новым вокалистом именитого коллектива. Но тот, преодолев великий соблазн, благоразумно отказался. Затем следовала "Оргия праведников", которая всем ушедшим поэтам и музыкантам посвятила свой гимн "Последний воин мертвой земли". Предваряя выступление Вовы Тереха и его группы Kosmas, которые обрушили на головы собравшихся смерч танцевального панк-рока, Коврига рассказал байку о том, как Майк пришел однажды на репетицию группы "Автоматические удовлетворители", а главный панк СССР, Андрей "Свин" Панов, дал ему бумагу и говорит: пиши песню, про водку. Тот сел и написал. Минут за 15. "АУ" эту песню даже потом исполняли, но, увы, записей не сохранилось. Ритм-энд-блюзовая певица Умка, любимица всех отечественных хиппи, специально на этот концерт по просьбе Олега Ковриги приехала из другого города, была деловито собрана, играла песни фактически без пауз, но столь проникновенно и драйвово, что публика живо подступила к сцене. Совершенно неожиданным оказалось выступление Ольги Арефьевой и ее "Ковчера". Они заиграли бодрящий панк-рок, вкропив в свое выступление хиты Майка "Сладкая N", "Дрянь", а в финале Арефьева под акустику исполнила длинную исповедальную балладу, посвященную всем артистам, всем, кто избрал противоречивый пусть лицедейства. Пожалуй самым органичным для означенного фестиваля стало выступление легендарного блюзмена Юрия Наумова, живущего ныне в США. Он целиком составил свой сет из кавер-версий на песни Майка. «Белая ночь, белое тепло", "Нас здесь никто не любит"… Плюс одно посвящение. Все ему же, Майку Науменко, оказавшего на Юрия, как он сам признает, большое влияние. Завершила марафон группа "Разные люди". «Это гопники, они мешают нам жить», - скандировал зал, хором исполняя известную песню Майка с исполнении Александра Чернецкого, в очередной раз поражаясь тому, сколь современно и актуально звучат написанные двадцать с лишним лет слова. В завершение хотелось бы привести слова Ольги Арефьевой, с которой мы разоткровенничались накануне концерта: «Майк - настоящий питерский человек, глубоко интеллигентный, у которого удивительным образом ноль пафоса и самолюбования. Мне кажется, он был не чужд мизантропии, с довольно горьким юмором поглядывая на человеческий "зоопарк", который его окружал. И при этом его любви хватало на этот несовершенный мир. Никто не скажет, что он был заносчив, эгоистичен или горд, чем вообще-то страдает каждая первая рок-звезда. Напротив, его двери были открыты для кого надо и не надо. В какой-то степени это его и сгубило. Каждый ведь мечтает выпить с рок-звездой. А Майк был непозволительно добр и открыт. Многие его песни и сейчас остаются непревзойденными шедеврами, хотя сделаны на коленке, сыграны на дровах и записаны на примитивных катушечниках. Да, в мелодиях есть нотки от Боба Дилана. Да и от Роллинг Стоунз и Секс Пистолз. Но это все форма, главное - в содержании есть нечто неповторимое. И это то, что он настоящий русский поэт. Я не считаю его "переносчиком западной традиции". Он достаточно уникален чтобы говорить о нем как о самоценной величине. И если сравнивать - то, пожалуй, с Высоцким и даже Маяковским в те моменты, когда они писали о любви».
|