ГлавнаяО группеФотоMp3ВидеоТекстыФорумАфишаКонтактыСсылки

«Крематорий» сыграл «Медузу-Горгону» и прочитал лекцию

В то время, как космические корабли бороздят просторы Большого театра, а отдельные представители рок-истеблишмента – просторы президентской администрации, группа «Крематорий» продолжает налаживать трансконтинентальные и интеллектуальные связи.

На этот раз «Крематорий» занесло в Италию. Правда, не выезжая из Москвы, что вполне возможно – просто территория особняка Берга, что в Денежном переулке, в котором квартирует Посольство Италии в России, также является суверенной территорией родины Пиноккио и Данте Алигьери. Повод для посещения – предварительный закрытый просмотр скульптуры классика итальянского барокко Джан Лоренцо Бернини «Голова Медузы». Да-да, той самой «Медузы-Горгоны, кровавой ведьмы», трогательно воспетой в крематорской композиции аж 1986 года.

Собственно говоря, песня «Медуза-Горгона» и послужила катализатором описываемых событий. Поскольку популярность «Крема» уже давно перешагнула российские границы, в числе поклонников группы оказались итальянская журналистка г-жа Маргерита Бельджиозосо и профессор г-жа Маргерита Де Микель, имеющие непосредственное отношение к организации выставки работы Бернини – сперва в особняке Берга, а с начала июня – в музее имени Пушкина. Репутация «Крема» как ансамбля повышенной духовности неожиданно нашла себе новое подтверждение, а группа была приглашена на уникальную художественную акцию «Кофе с Бернини» в качестве комментаторов и интерпретаторов классического наследия с российской стороны:

На закрытом показе скульптуры, имевшем место быть 26 мая, музыканты группы «Крематорий» в лице Армена Григоряна, Николая Коршунова и Александра Лучкова не только приняли участие в беседах о барочном и современном искусстве, но и сыграли уникальный unplugged-сет, не имевший аналогов в истории группы – особенно, если принять во внимание место и обстоятельства выступления.

Песня «Медуза-Горгона» впервые прозвучала в акустической редакции, и была благосклонно принята как российско-итальянскими слушателями, среди которых присутствовал посол Италии в России г-н Антонио Дзанарди Ланди с супругой, так и самой виновницей торжества. В программу выступления группы органично вписались и классические хиты «Сексуальная кошка» и «Мусорный ветер», окончательно придавшие сету привкус аристократического музицирования на итальянской вилле. Также бас-гитарист «Крема» Николай Коршунов произнёс краткую речь, в которой прокомментировал ряд культурных и философских ассоциаций, связывающих символ Медузы с современностью.

Слово о Медузе, произнесённое Николаем Коршуновым, к.ф.н., бас-гитаристом группы «Крематорий», на предварительном закрытом просмотре скульптуры «Голова Медузы» Джан Лоренцо Бернини

В первую очередь я хотел бы поблагодарить всех, кто имеет отношение к сегодняшнему событию от имени группы «Крематорий», как за доставленное удовольствие и честь лицезреть оригинал всемирно известного шедевра, так и за интерес, проявленный к творчеству группы, который нашёл отражение в сегодняшней встрече, и, как мне кажется, будет способствовать укреплению культурных связей наших стран.

Образ Медузы с давних времён стал общеевропейским культурным символом,. Символ Медузы кореллирует со множеством глубинных смыслов, имеющих место в человеческой природе, и этим продиктована его общезначимость. Легенда и образы, первые упоминания о которых относят к восьмому веку до нашей эры, до сих пор актуальны – иначе мы не присутствовали бы сегодня здесь.

Таким образом, мне хотелось бы поделиться нашими соображениями о том, какие именно смыслы придают образу Медузы современные российские авторы – в первую очередь, в лице группы «Крематорий».

Уже в восьмом веке до нашей эры горгона Медуза неоднократно упоминается в поэмах Гомера. При этом упоминания её не связаны с систематическим изложением мифа. Это говорит о том, что миф о Медузе уже был известен слушателям великого поэта, а образ Медузы можно счесть частью тогдашней массовой культуры. Проводя первую параллель к современности, мы видим в Медузе олицетворение нынешней поп-культуры со всеми присущими ей особенностями. Такими, как расчётливая притягательность, невозможность противостоять агрессивному маркетингу, закулисные нравы иных деятелей шоу-бизнеса,– применительно к содержанию мифа я имею в виду особенности взаимоотношений Медузы с олимпийскими богами. Также у Гесиода мы впервые встречаем упоминание о смертности Медузы, в отличие от бессмертия её сестёр – артефакты современной поп-культуры так же недолговечны в отличие от практического бессмертия художественной классики.

Тем не менее, отличительной чертой современного поп-искусства является его внешняя привлекательность. В отличие от других античных авторов, таких, как уже упомянутый нами Гесиод, или Эсхил, в трагедиях которого образ Медузы олицетворяет собой воплощение абсолютного зла, в «Двенадцатой пифической оде» Пиндара впервые упоминается красота Медузы, под влиянием которой видевшие её окаменевали ещё до изгнания горгоны из храма Афины. Там же изложен миф о происхождении флейты, которую создала Афина, вдохновлённая криками сестёр Медузы в день её смерти. Эта история совершенно созвучна современному искусству в части его напряжённого внимания к проблемам «гения и злодейства», проблеме соотношения творчества с насилием и патологиями человеческой морали.

Итак, наша современная трактовка образа Медузы диалектична. Правильность такого понимания подтверждается, если обратиться к ещё одному источнику – поэме Еврипида «Ион». В ней упоминаются два амулета, обладающие взаимно обратными свойствами: исцеляющий, с кровью самой Медузы, и убивающий – со змеиным ядом из её волос. Из крови убитой горгоны, как это описывается в «Метаморфозах» Овидия, рождается крылатый конь Пегас, образ которого также стал общеевропейским культурным символом – метафорой поэтического вдохновения.

Таким образом, несмотря на то, что образ Медузы, говоря современным языком, несёт в себе негативную семантику, сегодня в нём прочитываются созвучия с ещё одной основополагающей идеей современного гуманитарного знания. Я имею в виду «смерть супероснований» в лице Бога и автора и связанную с ней релятивность оценочных критериев. Медуза представляет собой пример сочетания несочетаемого внутри потенциально однозначно трактуемого символа, что указывает на возможность его понимания через разрушение стереотипа – а это и есть деконструкция как ключевое понятие философии постмодерна.

Возвращаясь к тексту песни «Медуза-Горгона» группы «Крематорий», мы найдём в нём упоминания исторических и легендарных личностей – Иуды, Брута, Магомета. Это отсылает нас к ещё одному источнику – «Божественной комедии» Данте Алигьери, в которой упомянутые персонажи занимают место в различных кругах Ада, а Медуза охраняет один из внутренних кругов. Таким образом, в нашем нынешнем понимании, Медуза – это ещё и олицетворение современных технологий манипуляции массовым сознанием, неких политических игр, направленных на осуществление абсолютного контроля над личностью и её подавление. Разумеется, это может показаться несколько вольной трактовкой оригинального образа, но, как я уже говорил, культурная общезначимость диктуется возможностью узнавания классического образа во множестве современных контекстов.

Спасибо за внимание.

Hosted by uCoz