«ДДТ» - «Иначе»Вот и Юрий Шевчук вплотную принялся решать важнейшие проблемы страны не на митингах, а непосредственно в песнях. Более того, посвятил политике аж двойной альбом. Альбом «Иначе» оказался сущим манифестом общественной позиции трибуна Юрия Шевчука, какими не были даже «Черный пес Петербург» и «Рождённый в СССР». 28 треков, и почти в каждом – размышления о поколении, роли фотосинтеза в круговороте природы, войне, кризисе, Куршевеле, полиции, свободе, СПИДе, рабстве… Этот список легко продолжить, даже не слушая альбома. К чести Шевчука, он почти не опускается до банальной публицистики, и из кубиков натуралистических наблюдений выстраивает довольно поэтические картины погрязания мира в равнодушии, пустоте и одиночестве. Но и более, чем поэтические картины, не получилось. Парадоксальных обобщений, шокирующих откровений и, тем паче, просветленного возвышения сгенерировать не удалось. И не могло получиться априори – вне зависимости от приятия или неприятия гражданственности позиции Шевчука – слишком уж заданным, натужно сконструированным выглядит замысел артиста. Создать таким способом Бородинскую панораму возможно, а икону – никогда. Печальнее всего, что ради конструирования идей группа «ДДТ» утеряла почти все свои аранжировочные изыски – к чему так упорно шла последние годы. Весь альбом сделан на однотипном бите с индустриально гудящими гитарами и гулкими барабанами, порой разряжаясь в кабареточные люля-малины (и даже в частушки, как «Моногороде»). Все сыграно так, будто музыканты спешно собрались в студии, Шевчук страстно начитал речитативы, под них подложили все штампы, наработанные ранее, - и в путь. Отменный мелодист Шевчук в этот раз не смог сочинить ни одной яркой мелодии на свои митинговые листовки. Баллады – и те перегружены бубнящими согласными, торопливым рассказом «что вижу, то пою». Нельзя даже вообразить, чтобы «Иначе» оказался не двойным альбомом, обрезав балласт. Очевидно страстное желание Шевчука в полном объеме поведать миру о своих размышлениях на тему. Накипело, действительно, порядком. И желание все разом высказать вполне понятно и простительно. Ярые поклонники «ДДТ» должны воспринять все, что многословно прорычит трибун. Остальным, скорее всего, позиция Шевчука станет полностью ясной уже после третьей песни. Но порадоваться за мастерство отличных музыкантов и отменного вокалиста им не дадут. Уж слишком вторична и фонова роль всего, кроме текста. Да и тот, признаться, скучен. Опыт неудачного пророчества «Предчувствия гражданской войны» ничему не научил Шевчука. Гуру КЕН
|