Александр Ф. Скляр спел цикл про «Васю-Совесть»В сущности, презентация альбома «Вася-Совесть» интриговала прежде всего обещанием Скляра спеть всю квадрологию про заглавного героя. И свое обещание Скляр сдержал. И спел в хронологическом, как представляется, порядке: сначала новую «Вася-Совесть», потом «За гагарой с черным крылом» (аранжировка освежилась и минимализировалась), затем уже «А зори здесь тихие..» и «Предательство и контрабанда». Вася-Совесть обрисовался глубоко несчастным и одиноким человеком - трудное детство, трагическая смерть жены и ребенка, пьянство и преступление, зона, и вот Вася-Совесть предстал в образе Робин Гуда, карающего злодеев. Несколько отвлекает разница в инструментальной подаче - мюзикла не получилось, - и даже в вокальной подаче. В «А зори здесь тихие..» фактурный голос Скляра вдруг обрел чуть ли не расторгуевские нотки. Но главное получилось. Протянута нить от начала до смерти едва ли не главного героя лирики Скляра в последнее десятилетие (а ведь есть еще и рассказ в последнем «Русском пионере»!). В разных интервью Скляр пытался найти слова объяснения, отчего ему так дорог Вася-Совесть при том, что сам артист очевидно дистанцируется от этого героя. «Я - не Вася Совесть!», - повторяет Скляр. Вряд ли тюремная романтика интересна высокообразованным поклонникам Скляра, это в большинстве своем люди совсем иного склада. Но артист заинтересовался судьбой когда-то вскользь упомянутого Пелевиным героя. И создал образ из плоти и крови, образ живого человека, без вины виноватого с детства, перемолотого Системой, и нашедшего свой стержень в покарании злодеев. Именно мужской стержень, основа личности, интересует Скляра. Это заметно по всему позднему репертуару артиста. Он ищет героев, которые несут в себе мощную идейную основу, позволяющую им дистанцироваться от бессмысленности и безумия буржуазного существования. Они преступники, но идейные преступники. В этом смысле другой герой Скляра - Че Гевара - мало чем отличается от Васи-Совести. В эпоху тотального отсутствия личности Скляр ищет и находит перверсии идейной индивидуальности в самых разных социальных слоях и даже на разных континентах. Именно такой герой ему интересен - настоящий мужчина, имеющий жизненные принципы и готовый действовать. Такой герой интересен и аудитории Скляра, битком забившей клуб «16 тонн». На презентации Скляр исполнил песни из нового альбома, приплюсовав к ним песни из цикла про Васю-Совесть (не факт, что артист не продолжит его), а на бис спел в женском парике из нового клипа «Люба-Бабавая» старые хиты - «Кислое вино», «Есть моря» и мамоновскую нетленку «Досуги-Буги». В сет-листе был запланирован еще второй бис с «Эльдорадо» и «А море бурное», но несмотря на долгие и бурные призывы публики, музыканты на него так и не вышли. Новые песни Скляра настолько мощны и внятны, что жалеть о распущенном «Ва-Банке» уже не приходится. Александр Ф. Скляр с стал артистом такого класса, что может петь под гитару - и все равно его будут слушать и восхищаться удивительной для наших широт сочетанием мужественной брутальности и элегантного дендизма. Гуру КЕН
|