Самые ротируемые на радио в 2011 году: Нюша и ЕлкаВедущая компания по промоушну радиотреков и видеоклипов TopHit подвела итоги 2011 года. Главными героями, точнее, героинями русскоязычного музыкального эфира в 2011 году оказались две барышни с забавными, как на подбор, именами – Ёлка и Нюша. В сумме они ухитрились проэфириться за год более 2.000.000 раз. И у той, и у другой, оказались на редкость долгоиграющие хиты. Их взлёт, который мог показаться случайным в конце 2010 года, к концу года 2011 оформился как безусловное и безоговорочное лидерство. Что же до перспектив, то они пока не очевидны. Нюшино «Больно» потихоньку уходит из эфира, а Ёлкино «Около тебя» слишком лирический трек, для того чтоб всерьёз и надолго претендовать на 1-е место в радиочартах. Впереди, правда, целый 2012 год, лояльность музыкальных менеджеров радиостанций, да и музыкальный багаж у девушек весомый. Так что будем ждать новых продюсерских изысков и девичьих откровений. А что же комсомолка, спортсменка и просто красавица Вера Брежнева? В битве любви, которая «спасёт мир» и суровой реальности, в конечном итоге победило село. То бишь, Ёлкин «Прованс». Тем не менее, 2011 эфирный год у Веры Брежневой сложился более чем удачно – 5 хитов, 937.000 эфиров. Трек «Реальная жизнь» хоть и не повторил успех хита про «Любовь…», но свои, без малого, 400.000 эфиров получил. А неброская, но очень форматная и распиаренная кооперация «Лепестками слёз» с Даном Баланом, прозвучавшая в эфире в 2011 году 463.000 раза, позволила Брежневой не только сохранить, но и упрочить статус суперзвезды. И, кстати, Вера Брежнева стала лучшей российской артисткой в украинском эфире. Так что теперь мы знаем - как должна выглядеть настоящая народная артистка Украины! В забеге у мужчин в 2011 году продолжал наращивать мощность Дима Билан. Пять синглов Билана эфирились за год более 800.000 раз! А его признание «Я просто люблю тебя» с ноября 2010 года прозвучало в эфире суммарно почти 500.000 раз. И хотя последующие два хита – «Мечтатели» и «Задыхаюсь» - несколько «выдохлись» к началу 2012 года, тем не менее, Билан в году минувшем вплотную приблизился к своему успеху-2006, когда песни в его исполнении прозвучали в радиоэфире без малого 1.000.000 раз. И если Диме удастся выдать на гора в текущем году пару-тройку долгоиграющих хитов, он сумеет, наконец, вернуть себе первенство. А пока же пятки Билану пытаются оттоптать Градусы (3 трека, 757.000 эфиров). Гениальная «Голая» (456.000 эфиров) вернула им статус сверхновых звёзд, который, было, пошатнулся после пары проходных треков, вставших в эфир после дебютного «Режиссёра» (546.000 эфиров). Сейчас Градусам предстоит решать ту же дилемму, что и всем коллегам: какой хит поставить в эфир этой весной? Как бы там ни было, участники коллектива за 2,5 года своей звёздной карьеры сумели доказать, что можно занимать верхние строчки хит-парадов, играя при этом искреннюю и талантливую поп-музыку, от которой не тошнит приличных слушателей. Прошлый год оказался на редкость удачным для Виктории Дайнеко. На своём опыте певица убедилась в том, что стирание памяти – не обязательно деструктивный процесс. Хит «Сотри его из memory» (433.000 эфиров) занял 5-ю строчку в списке самых ротируемых русскоязычных хитов, позволив Дайнеко триумфально вернуться в первую 20-ку звёзд радиоэфира. Важно, чтоб Вика теперь подольше не стиралась из «memory» заказчиков корпоративов и региональных прокатчиков. Благодаря сотрудничеству артистов и хорошей работе продюсеров, 2011-й эфирный год запомнился целой обоймой ярких дуэтных хитов. Это, прежде всего, уже упоминавшаяся «Лепестками слёз» Веры Брежневой и Дана Балана (463.000 эфира), «Отпусти» Юлии Савичевой и Джигана (365.000 эфиров), «Я и ты» в исполнении Славы и Стаса Пьехи (303.000 эфиров). Отдельно хочется отметить «Чумачечную весну» Потапа и Насти (251.000 эфиров). «Весну» не удалось «растянуть» на весь год, тем не менее, этот хит позволил укрепить звёздный статус талантливых выходцев из Украины. Они Потап и Настя уверенно вошли в 20-ку самых «радийных» российских артистов. И, наконец, отдельно стоит отметить трек «Ты найкраща» (почти 100.000 эфиров) в исполнении украинских артистов Влада Дарвина и Алёши (Alyosha). Хитовые дуэты помогли всем перечисленным артистам поднять и укрепить свой звёздный статус. Артистка МакSим (586.000 эфиров в минувшем году) восстанавливалась после беспрецедентного провала 2010 года, когда на радио её песни прозвучали только 386.000 раз. В 2011 году она сумела-таки напеть на 7-ю позицию в списке самых-самых русскоязычных звёзд эфира. И, хотя, до рекордных 900.000 эфиров, как в 2007 году, и 770.000 эфиров, как в 2008 и 2009 году, Марине подняться пока не удалось, позитивные тенденции налицо. А вот Григорий Лепс пока двигается только вверх. В минувшем году в горячей ротации на радио находились всего два его хита – «Самый лучший день» и «Настоящая женщина». Но их вполне хватило на 327.000 эфиров и почётную 18-ю строчку в списке самых ротируемых на радио русскоязычных артистов. Каким-то образом сумели гальванизировать себя, и даже вернулись в число 20-ти самых ротируемых артистов Кристина Орбакайте (5 треков, 320.000 эфиров) и Верка Сердючка (2 трека, 319.000 эфиров). Улучшили свои позиции Банд’эрос, Ани Лорак, Дискотека «Авария», Иракли. Несколько сдали Стас Михайлов, Валерия, Филипп Киркоров. Сильно провалились в 2011 году Чай Вдвоём, A’Studio, Ева Польна, Город 312, Сергей Трофимов. И уж совсем, видимо, закончился срок годности у ВиаГры – коллектив чуть было не вывалился из верхней сотни с позорными для звёзд 40.000 эфиров за год. По результатам 2011 года ВиаГру достойно «оттеняют» соседи по исполнительскому чарту – Семён Канада и группа Подиум… Дайджест верхних позиций радиочартов tophit.ru2011: cамые ротируемые в радиоэфире песни
2011: самые ротируемые в радиоэфире исполнители
2011: наиболее заказываемые на радио песни
2011: наиболее заказываемые на радио исполнители
2011: самые ротируемые песни в радиоэфире России
2011: самые ротируемые исполнители в радиоэфире России
2011: самые ротируемые песни в радиоэфире Москвы
2011: cамые ротируемые исполнители в радиоэфире Москвы
2011: специальные номинации
Кроме того, TopHit опубликовал результаты опроса, проведённого в период с 12 по 22 января 2012 года среди более чем 150 музыкальных редакторов и программных директоров радиостанций-партнёров tophit.ru в России (включая Москву), в Украине (включая Киев), а также в странах СНГ и Балтии.
Музыкальный эфир: ищем русскоязычные хиты в стоге сенаАнализируя общие тенденции в программировании радиоэфира, можно отметить следующие важные обстоятельства. Количество русскоязычных хитов, попавших по результатам радиоротации за год в чарт Yearly General Airplay Top Hit 200 начиная c 2007 года неуклонно снижалось. В 2010 году был пройден психологически важный рубеж в 50%, и в 2011 году доля русскоязычных позиций в чарте Yearly General Airplay Top Hit 200 составила всего 46%. Данные за 2011 год позволяют сделать несколько промежуточных выводов: 1) Реальная доля эфиров русскоязычной музыки в горячей ротации в целом составляет чуть больше трети от всего эфирного времени. 2) За последние несколько лет суммарное время звучания в эфире русскоязычных треков практически не менялась. 3) Доля русскоязычных эфиров в сегменте Top 40 в целом соответствует доле русскоязычных исполнителей в годовом Top 40. Что же означают данные этих двух таблиц на самом деле? Прежде всего, общее сокращение количества новых русскоязычных звёзд в эфире, сужение форматных рамок, увеличение доли ретроформатов. В целом можно говорить о качественном обеднении эфира, причём, в общем случае это касается не только русскоязычной музыки, но и актуальной музыки вообще. На взгляд экспертов, такая ситуация обусловлена следующими важными факторами: 1) Отсутствие сколь-нибудь эффективной обратной связи между владельцами и менеджерами радиостанций и радиоаудиторией. В результате руководство станций не в состоянии уловить общественные запросы и действует в рамках исключительно своих представлений о том, что хочет слышать в эфире целевая аудитория. 2) В музыкальном эфире России и Украины (а это 2/3 всех радиостанций-партнёров tophit.ru) с начала 2000-х доминируют крупные сети, сигнал которых транслируется в десятках, а иногда и в сотнях городов. Это приводит к тому, что музыкальную эфирную политику на огромном пространстве определяют в значительной степени всего несколько десятков человек. 3) Крайне медленная ротация музыкального менеджмента на радиостанциях. За долгие годы у программных директоров и музыкальных редакторов формируются постоянные вкусовые пристрастия, слух замыливается, новые хиты и новые артисты не воспринимаются. Многолетнее сидение в одном и том же кресле часто приводит и к формированию материальной зависимости менеджеров радиостанций от продюсеров и артистов. 4) Использование в музыкальном радиовещании узких форматов и горячей ротации приводит к естественному численному ограничению новых песен, которые вообще могут быть поставлены в эфир в течение определённого периода. Причём, чем более узким является формат станции и чем интенсивнее ротация, тем меньше шансов у новинок попасть в эфир. Значит ли это, что радиостанции не смогут сохранить, а, тем более, увеличить свою аудиторию в ближайшие годы? Нет, не значит. У FM-станций остаётся масса резервов, одним из которых можно считать ускоренную ротацию музыкальных редакторов и программных директоров. Цель – доверить музыкальное программирование свежим людям с незамыленным слухом, новыми, смелыми подходами, без многолетнего багажа устойчивых связей с продюсерами и артистами. Это тем более актуально, потому что у музыкальных менеджеров радиостанций сегодня как никогда много инструментов для точного понимания того, что хочет слышать радиоаудитория. Конечно, конкуренция традиционным вещателям со стороны музыкальных интернет-сервисов и интернет-вещателей в ближайшее время будет серьёзным фактором, способствующим перетеканию радиоаудитории в интернет. Тем не менее, на наш взгляд, ситуация вовсе не безнадёжна. А пока, для того, чтоб нарисованная выше картина приобрела необходимый объём, приводим оценки текущей ситуации и краткосрочных перспектив развития музыкального вещания самими музыкальными редакторами и программными директорами. Ниже представлены результаты опроса, проведённого на tophit.ru в период с 12 по 22 января 2012 года среди радиостанций-партнёров в России (включая Москву), в Украине (включая Киев), а также в странах СНГ и Балтии. В 2011 году качество музыки для радиостанций (всего участников опроса: 180):
В 2011 году качество музыкального программирования эфира (участников: 179):
В 2011 году аудитория FM-радиостанций (всего участников опроса: 180):
В 2011 году рекламные доходы FM-радиостанций (всего участников опроса: 179):
В 2011 году конкуренция между радиостанциями (всего участников опроса: 179):
В 2011 году форматные рамки FM-радиостанций (всего участников: 180):
В 2011 году аудитория FM-радиостанций (всего участников опроса: 180):
В 2012 году наибольшие проблемы для FM-радиостанций будет создавать (всего участников: 181):
Тесты и чарты: конвертация статистики в любовь слушателейДля того, чтобы менеджеры радиостанций могли обоснованно, объективно и адекватно оценивать новую музыку, на tophit.ru был разработан целый ряд инструментов. Прежде всего, это предварительное анонимное тестирование новой музыки. Все треки, предназначенные для размещения на tophit.ru и последующей дистрибьюции на радио тестируют по стандартной шкале несколько референтных групп: музыкальные менеджеры радиостанций, правообладатели, клубные диджеи и производители ремиксов, посетители открытой зоны tophit.ru и радиослушатели на портале 101.ru. В настоящее время данные по предварительному тестированию всех новых треков большинством референтных групп находятся в открытом доступе на tophit.ru. При этом основной тестирующей группой по-прежнему являются музыкальные менеджеры радиостанций. Отлично протестированные музредами песни отмечаются в «горячих треках» и в чартах зелёной полосой, хорошо протестированные синглы отмечены бледно зелёной полосой. За 2 года, в течение которых тестирование стало на tophit.ru частью технологии рассылки треков на радио, музыкальные редактора радиостанций всё больше учитывают результаты тестов новых песен при составлении плей-листов. Косвенно об этом свидетельствует рост доли хорошо протестированных треков в сводном годовом чарте Yearly General Airplay Top Hit 200. Если среди лучших 200 хитов 2010 года «зелёных» позиций (то есть протестированных отлично треков) в годовом чарте было только 40 (20% от общего числа), то в чарте за 2011 год таких позиций уже 66! Сюда смело можно добавлять 44 песни, протестированные на «хорошо». Общее количество треков, ещё до начала ротации протестированных музредами как хиты, составило 110 или 55% от всех треков, вошедших в сводный чарт 2011 года. Остаётся добавить, что в конце 2011 года на tophit.ru была введена процедура непрерывного текущего тестирования треков всеми референтными группами с показом результатов тестирования понедельно в открытом доступе на сайте. Другим важнейшим инструментом оценки треков являются чарты. Еженедельный Weekly General Airplay Top Hit 100 позволяет музреду на радиостанции или продюсеру артиста оценить общую ситуацию с хитами и исполнителями в эфире. Но гораздо важней роль еженедельного чарта, который называется Weekly Audience Choice Top Hit 100. Именно в нём сосредоточены фавориты радиослушателей. И именно в этом чарте очень часто можно увидеть ответы на вопрос – какая песня и какой артист наиболее востребованы сегодня слушателями и станут лучшими по результатам года. А сравнительный анализ Yearly Audience Choice Top Hit 200 позволяет увидеть и системные запросы радиоаудитории. Например, желание слышать в эфире больше русскоязычных хитов. Рекорд-компании: есть ли жизнь после смерти?Продажа традиционных и нетрадиционных физических носителей в 2011 году всё больше переходила в разряд нишевой деятельности. Но это совсем не значит, что рекорд-компании и их менеджеры остались не у дел. Индустрия в целом сумела перестроиться в соответствии с требованиями времени. В 2011 году компании устойчиво развивались, в том числе и в сегменте цифровых продаж, и, конечно, тесно сотрудничали с артистами и продюсерами в производстве и продвижении музыкального и видеоконтента. В прошедшем году TopHit фиксировал изменение баланса сил на российском рынке между крупными компаниями-правообладателями, производителями музыкального контента. Многолетний лидер - Universal Music Russia – уступил свои позиции группе компаний Gala Records/EMI. В 2011 году именно Gala Records/EMI была абсолютным лидером как по числу треков, размещённых на радио (137 синглов), так и по количеству эфиров (5.133.000). Кроме того, в течение года наибольшее количество, а именно 38(!) хитов Gala Records/EMI побывало в радиочартах tophit.ru. На фоне этих достижений вес двух других мейджоров - Universal Music Russia и Sony Music Entertainment несколько снизился. Всё более серьёзным игроком становится Первое музыкальное издательство. В 2011 году треки ПМИ звучали на радио более 1.330.000 раз, что почти в два раза превышает показатели компании в 2010 году. Первое музыкальное издательство стало вторым по количеству размещённых на радио треков (119) после Gala Records/EMI (137) и абсолютным лидером по размещению на радио русскоязычных треков. В 2011 году компания поставила в эфир 92 сингла русскоязычных исполнителей. Как обычно, «эфирные» результаты компаний-лидеров можно представить в виде нескольких таблиц, отражающих рейтинги производителей фонограмм в пяти основных номинациях: 2011: Компании с самым большим количеством эфиров на радио (в скобках данные за 2010 год)
Компании с наибольшим количеством треков в радиоэфире (в скобках данные за 2010 год)
Компании с наибольшим количеством русскоязычных треков в эфире (в скобках данные за 2010 год)
Компании с наибольшим количеством треков в радиочартах tophit.ru (в скобках данные за 2010 год)
Компании с наибольшим количеством эфиров, приходящихся на один трек (в скобках данные за 2010 год)
СправкаTophit.ru объединяет 410 зарегистрированных радиостанций-партнёров, в том числе 232 российских станции, 84 радиостанций Украины, 25 белорусских станций, 24 радиостанции стран Балтии, 28 станций в республиках Средней Азии, 5 станций в Армении, Азербайджане, Грузии, 12 радиостанций в Европе, Израиле, на Кипре, в Северной Америке и, кроме того, более 400 ассоциированных станций-партнёров в составе медиахолдингов. С ним работают 83 зарегистрированных телеканала-партнёра в России, Украине, Беларуси, Латвии, Молдове, Казахстане, Таджикистане, Израиле.
|