Самая подробная история группы Би-2,
написанная лучше всего и опубликованная на сайте фильма . Я размещаю её копию, т.к. сайт
рано или поздно закроется, а Би-2 останется.
Костяком группы,
хранителями ее идей (а иногда - и тайн) являются двое: Шура (музыка, гитара,
back-vocal) и Лев (тексты, гитара, vocal). Ребята ехидно улыбаются, когда
кто-нибудь называет их "молодой группой" - они занимаются музыкой вот
уже 12 лет.
Всю историческую часть
"Би-2" можно заключить в один зодиакальный цикл, попадающий под влияние
знака Дракона. А можно и не заключать, а просто разделить на три этапа (по
географическому признаку): белорусский, израильский и австралийский.
Белоруссия, 1985. По телевизору -
"Сябры", "Верасы" и "Песняры". А рядом с домом -
театральная студия "Ронт", куда "стражи порядка"
"свозили" трудных подростков, предоставляя им еще один шанс
"вернуться на стезю добродетели". Наши герои, несмотря на то, что
закон не нарушали, занятий в студии старались не пропускать. Там разномастным
коллективом пытались ставить Ионеско "Лысую певицу", Беккета "В
ожидании беды" и прочих "заморских" драматургов, далеких от
"соц-реализма".
Теория актерского
мастерства с упоением черпалась из труда Михаила Чехова "О задаче и
актерах", а практика... скоро закончилась, потому как "труппу"
разогнали, а студию - закрыли.
1988. После продолжительных и
ожесточенных поисков работы Шура обрел себя в образе "то ли зам.
директора, то ли завхоза" ДК Шинного комбината, руководство которого
позволяло музыкантам мучить струны в своих стенах за периодические
"шефские" концерты. Лёва к тому моменту как раз заканчивал школу...
Репетировали много, песни
писались быстро, а выступления проходили весело, потому как состав группы уже
насчитывал порядка 10-14 субъектов. Самым колоритным был солист: недавно выйдя
из колонии для несовершеннолетних преступников, он искал свое место под
солнцем. "Он пришел к нам и сказал: "Я буду у вас петь", -
вспоминает Шура. - Голос у него был еще ничего, а вот внешность... Весь в
наколках...". Ему определили место "панка" и объяснили, что это
такое: "Это такие крутые пацаны, которые ходят в галифе, в сапогах, на
всех "забивают" и девчонок у них просто до балды".
1989. Смешно, но свой первый большой
концерт "Би-2" сыграли 10 ноября, в день милиции. Особенно веселился
тот самый солист, который попал в тюрьму за избиение милиционера. Правда, к
тому моменту он уже ходил в статусе "друга группы", поскольку петь
стал Лёва. "Когда Лёва стал приносить свои песни, я сказал: Лучше тебя
этого никто не споет", - делится Шура.
Расставим стилистические
точки над "Би". "Мы были припанкованной группой. Мы играли
(ассоциативно) что-то вроде Police, такой "ска" с дудками, танцорами,
а тексты - остро социальные или остро сексуальные", - рассказывает Шура.
"Шоу начиналось с
того, что на сцену вытаскивали гроб, и я вылезал оттуда в прострелянной
рубашке, да еще и с подушкой, которую тут же рвал. Вся публика моментально
"оперялась", - добавляет Лёва.
Вот так объездили всю
Белорусскую ССР. Играли на разных, уже не подпольных, рок-фестивалях. Например,
на Первом панк-рок-съезде в Могилеве "Би-2" заняла первое место. А
потом все стало надоедать...
1990. "Мы поняли, что в
Белоруссии реализоваться по-настоящему невозможно", - сообщает Шура.
И стали действовать.
Израиль, 1992. Лёва наконец-то добрался до
Земли Обетованной, где Шура ждал его уже больше года. Случайно на улице
встретили приятеля-музыканта и стали репетировать дальше. В этот период наши
герои приобрели массу замечательных по своей неожиданности специальностей. Одна
из них - "охрана моря". "На самом деле, охраняли-то мы стройку,
но она велась на берегу, а наша сторожка стояла практически в море" -
ведает Шура. До сих пор друзья не могут забыть вечеринок, проводившихся в той
легендарной кочегарке простите, сторожке. Именно там, среди акустических
концертов пришло ощущение, что нужно продолжать пробиваться. Однако, Израиль -
страна маленькая...
"Там живет 5
миллионов человек, из них миллион - русских. Такая страна может выдержать лишь
5-6 больших групп, а не маленьким музыкантам там вообще делать нечего", -
говорит Лёва. Однако пара-тройка фестивалей все-таки была обработана. Несмотря
на то, что выступало там более 30 русскоязычных групп, имена участников никому
ничего не скажут. Может быть, имеет смысл упомянуть лишь одних "конкурсантов
из Хайфы" - "Рабботу Хо". Это имя у некоторых андеграундных
меломанов должно вызвать смутные воспоминания...
Однако, все же в 1992
году на одном из русскоязычных рок-форумов "Би-2" завоевали Приз
зрительских симпатий.
Спиритические, то есть
духовные связи с Родиной поддерживались через российских гастролеров. Ходили на
"АукцЫон", "Аквариум", "Машину Времени". Но
возвращаться не хотелось.
Австралия, 1995. Однажды утром Шура уехал в
Австралию и... не вернулся. Зато стал звонить и рассказывать: "Да тут все
играют - куда не зайди, в любом пабе, в каждом клубе! Приежай сюда, здесь
атмосфера сумасшедшая!", - вспоминает Лёва. И пока этот герой готовился к
отъезду, тот вливался в рок-н-ролльную жизнь зеленого материка.
"В качестве
приглашенного музыканта я успел поиграть в самых разных составах - и джазовых,
и готических, и этнических", - сообщает Шура. А потом он стал звонить Лёве
и все настойчивее требовать его приехать. Они делали песни по телефону, а также
- с помощью не электронной почты. Шура отправлял другу музыкальную
"рыбу", а тот присылал тексты. Потихоньку в Австралии подбирался
новый состав "Би-2". Сначала появилась клавишница Победа - выпускница
Консерватории, которая училась в Мельбурне в аспирантуре. Затем - еще
пара-тройка музыкантов. С басистом Peter Wardrobe получилась забавная история.
В поисках работы он ходил на прослушивания ко всяким группам. В одной
задержался немного, но потом не понравилось: "музыка у вас слишком
банальная ребята, не интересно мне с вами..." и пришел в "Би-2",
где его все устраивало. Та начинающая, "осиротевшая" группа
называлась Savage Garden. Может, слышали?
Итак, началась запись
альбома "Бесполая и грустная любовь".
"Большую часть этого
диска мы записали с человеком (James "Oysters" Kilpatrick), который
делал порядка 6 альбомов для Midnight Oil, - рассказывает Шура. - Я тогда все
время ходил по студиям, искал, открывал для себя истинное значение звука. Ведь
раньше как считали - взял, записал на два канала - вот тебе и звук..."
1997-98. Записывали пластинку на ESPY
Recorders. Параллельно с этим Шура стал писать скромные репортажи с разных
концертов для питерского FUZZ'а. В качестве корреспондента музыканту даже
удалось пообщаться со Стингом. Шура, кстати, очень этим гордится.
Вскоре альбом был
закончен, приехал Лёва. Стали обзванивать российские рекорд-компании.
Демо-запись была отправлена всем, откликнулись только Rec Records и A-Ram. С
последними был подписан контракт на выпуск. Тираж компакт-дисков "Бесполая
и грустная любовь" отпечатали в Германии, на заводе Sonopress, 15 августа
1998 года. Забрать его с завода уже не смогли А обложка все-таки получилась
очень красивой...
1998. Опять начали искать студию.
Решили записывать "И корабль плывет". Кто-то посоветовал
звуооператора Ника Кейва Tony Coen. Пообщавшись с ним, отказались - пафоса
много, а толка - не очень. Нашли студию лучше - Toyland Recording Studio. "Студия была просто
крутейшая. А таких раньше не видел, - рассказывает Лёва. - Очень
волновался..." В туалете случайно разговорились с музыкантами, работавшими
в соседней студии. Выяснилось: INXS заканчивают работу: подкладывают музыку под
записанный вокал Хатченса. Братья Фаррис, Гарри Бирз и Кирк Пенгелли зашли к
русским соседям, послушали материал, кое-чего посоветовали... Спасибо за
братскую помощь!
Осенью, когда диск был
готов, "Би-2" решили идти уже проторенной тропинкой: сотня CD-R'ов
была отправлена на все отчественные рекорд-лейблы. Откликнулся Extraphone.
1999. Как-то весной Лёва сидел в
Интернете и увидел, что в Москве скоро выступит группа "Би-2". Потом
выяснилось, что концерт, якобы, отменен. Связался с хозяевами сайта, спросил:
"откуда такая информация?" Ответили: "от менеджеров
группы..." Потом ночью Шуре позвонила московская журналистка: "Мы вас
ждем на Максидроме, когда прилетаете? В день фестиваля?"...
А никто никуда не
собирался. Поверить в то, что в России уже знают "Би-2" было сложно.
Просто потому, что очень далеко. Тем более, что с Extraphon'ом дела не
клеились.
А в Москве тем временем
околомузыкальные круги широко обсуждали новую группу: MTV, Наше Радио, Максимум
наперегонки брали в эфир новые песни и соревновались за право именоваться
"первооткрывателями".
Делать было нечего. Лёва
и Шура пошли покупать билеты. И вот они здесь...
Москва, 1999-2000. Осень прошла а поисках новых
музыкантов - австралийские коллеги Левы и Шуры не смогли вырваться с Зеленого
континента. После прослушивания нескольких десятков профессиональных музыкантов
ребята остановили свой выбор на Вадиме Ермолове, который перешел из группы
"Жуки" и Григории Габермане, который раньше самовыражался в
"Квартале". Кроме того, у группы появился продюсер - Александр
Пономарев, известный своей успешной работой с группой "Сплин".
Именно в таком составе
"Би-2" приняли участие в фестивале "Нашествие". Его
организатором выступало "Наше Радио", задавшееся целью показать
московской публике самые интересные и перспективные российские группы. Что ни
говори, а приятно оказаться в одной компании с группами "Zdob si
Zdub", "S.P.O.R.T", "Океан Эльзы", "Иван Купала",
Дельфином и Земфирой!
Затем группа "Би-2"
приняла участие в съемках продолжения нашумевшего фильма "Брат". В
качестве звуковой дорожки к первой части Алексей Балабанов использовал песни
группы "Наутилус Помпилиус". Раздумывая над саундтреком к "Брату
2", Балабанов прослушал более 50 альбомов российских музыкантов, и его
выбор пал именно на "Би-2".