История
группы ()
Самая
подробная история группы Би-2, написанная
лучше всего и опубликованная на сайте
фильма . Я
размещаю её копию, т.к. сайт рано или поздно
закроется, а Би-2 останется. Костяком группы,
хранителями ее идей (а иногда - и тайн)
являются двое: Шура (музыка, гитара, back-vocal) и
Лев (тексты, гитара, vocal). Ребята ехидно
улыбаются, когда кто-нибудь называет их "молодой
группой" - они занимаются музыкой вот уже
12 лет. Всю историческую часть
"Би-2" можно заключить в один
зодиакальный цикл, попадающий под влияние
знака Дракона. А можно и не заключать, а
просто разделить на три этапа (по
географическому признаку): белорусский,
израильский и австралийский. Белоруссия, 1985.
По телевизору - "Сябры", "Верасы" и
"Песняры". А рядом с домом - театральная
студия "Ронт", куда "стражи порядка"
"свозили" трудных подростков,
предоставляя им еще один шанс "вернуться
на стезю добродетели". Наши герои,
несмотря на то, что закон не нарушали,
занятий в студии старались не пропускать.
Там разномастным коллективом пытались
ставить Ионеско "Лысую певицу",
Беккета "В ожидании беды" и прочих "заморских"
драматургов, далеких от "соц-реализма". Теория актерского
мастерства с упоением черпалась из труда
Михаила Чехова "О задаче и актерах", а
практика... скоро закончилась, потому как
"труппу" разогнали, а студию - закрыли. 1988.
После продолжительных и ожесточенных
поисков работы Шура обрел себя в образе "то
ли зам. директора, то ли завхоза" ДК
Шинного комбината, руководство которого
позволяло музыкантам мучить струны в своих
стенах за периодические "шефские"
концерты. Лёва к тому моменту как раз
заканчивал школу... Репетировали много, песни
писались быстро, а выступления проходили
весело, потому как состав группы уже
насчитывал порядка 10-14 субъектов. Самым
колоритным был солист: недавно выйдя из
колонии для несовершеннолетних
преступников, он искал свое место под
солнцем. "Он пришел к нам и сказал: "Я
буду у вас петь", - вспоминает Шура. - Голос
у него был еще ничего, а вот внешность... Весь
в наколках...". Ему определили место "панка"
и объяснили, что это такое: "Это такие
крутые пацаны, которые ходят в галифе, в
сапогах, на всех "забивают" и девчонок
у них просто до балды". 1989.
Смешно, но свой первый большой концерт "Би-2"
сыграли 10 ноября, в день милиции. Особенно
веселился тот самый солист, который попал в
тюрьму за избиение милиционера. Правда, к
тому моменту он уже ходил в статусе "друга
группы", поскольку петь стал Лёва. "Когда
Лёва стал приносить свои песни, я сказал:
Лучше тебя этого никто не споет", -
делится Шура. Расставим стилистические
точки над "Би". "Мы были
припанкованной группой. Мы играли (ассоциативно)
что-то вроде Police, такой "ска" с дудками,
танцорами, а тексты - остро социальные или
остро сексуальные", - рассказывает Шура. "Шоу начиналось с того,
что на сцену вытаскивали гроб, и я вылезал
оттуда в прострелянной рубашке, да еще и с
подушкой, которую тут же рвал. Вся публика
моментально "оперялась", - добавляет
Лёва. Вот так объездили всю
Белорусскую ССР. Играли на разных, уже не
подпольных, рок-фестивалях. Например, на
Первом панк-рок-съезде в Могилеве "Би-2"
заняла первое место. А потом все стало
надоедать... 1990.
"Мы поняли, что в Белоруссии
реализоваться по-настоящему невозможно",
- сообщает Шура. И стали действовать. Израиль, 1992.
Лёва наконец-то добрался до Земли
Обетованной, где Шура ждал его уже больше
года. Случайно на улице встретили приятеля-музыканта
и стали репетировать дальше. В этот период
наши герои приобрели массу замечательных
по своей неожиданности специальностей.
Одна из них - "охрана моря". "На самом
деле, охраняли-то мы стройку, но она велась
на берегу, а наша сторожка стояла
практически в море" - ведает Шура. До сих
пор друзья не могут забыть вечеринок,
проводившихся в той легендарной кочегарке
простите, сторожке. Именно там, среди
акустических концертов пришло ощущение,
что нужно продолжать пробиваться. Однако,
Израиль - страна маленькая... "Там живет 5 миллионов
человек, из них миллион - русских. Такая
страна может выдержать лишь 5-6 больших
групп, а не маленьким музыкантам там вообще
делать нечего", - говорит Лёва. Однако
пара-тройка фестивалей все-таки была
обработана. Несмотря на то, что выступало
там более 30 русскоязычных групп, имена
участников никому ничего не скажут. Может
быть, имеет смысл упомянуть лишь одних "конкурсантов
из Хайфы" - "Рабботу Хо". Это имя у
некоторых андеграундных меломанов должно
вызвать смутные воспоминания... Однако, все же в 1992 году на
одном из русскоязычных рок-форумов "Би-2"
завоевали Приз зрительских симпатий. Спиритические, то есть
духовные связи с Родиной поддерживались
через российских гастролеров. Ходили на "АукцЫон",
"Аквариум", "Машину Времени". Но
возвращаться не хотелось. Австралия, 1995.
Однажды утром Шура уехал в Австралию и... не
вернулся. Зато стал звонить и рассказывать:
"Да тут все играют - куда не зайди, в любом
пабе, в каждом клубе! Приежай сюда, здесь
атмосфера сумасшедшая!", - вспоминает
Лёва. И пока этот герой готовился к отъезду,
тот вливался в рок-н-ролльную жизнь
зеленого материка. "В качестве
приглашенного музыканта я успел поиграть в
самых разных составах - и джазовых, и
готических, и этнических", - сообщает Шура.
А потом он стал звонить Лёве и все
настойчивее требовать его приехать. Они
делали песни по телефону, а также - с помощью
не электронной почты. Шура отправлял другу
музыкальную "рыбу", а тот присылал
тексты. Потихоньку в Австралии подбирался
новый состав "Би-2". Сначала появилась
клавишница Победа - выпускница
Консерватории, которая училась в Мельбурне
в аспирантуре. Затем - еще пара-тройка
музыкантов. С басистом Peter Wardrobe получилась
забавная история. В поисках работы он ходил
на прослушивания ко всяким группам. В одной
задержался немного, но потом не понравилось:
"музыка у вас слишком банальная ребята,
не интересно мне с вами..." и пришел в "Би-2",
где его все устраивало. Та начинающая, "осиротевшая"
группа называлась Savage Garden. Может, слышали? Итак, началась запись
альбома "Бесполая и грустная любовь". "Большую часть этого
диска мы записали с человеком (James "Oysters"
Kilpatrick), который делал порядка 6 альбомов для
Midnight Oil, - рассказывает Шура. - Я тогда все
время ходил по студиям, искал, открывал для
себя истинное значение звука. Ведь раньше
как считали - взял, записал на два канала -
вот тебе и звук..." 1997-98.
Записывали пластинку на ESPY Recorders.
Параллельно с этим Шура стал писать
скромные репортажи с разных концертов для
питерского FUZZ'а. В качестве корреспондента
музыканту даже удалось пообщаться со
Стингом. Шура, кстати, очень этим гордится. Вскоре альбом был
закончен, приехал Лёва. Стали обзванивать
российские рекорд-компании. Демо-запись
была отправлена всем, откликнулись только
Rec Records и A-Ram. С последними был подписан
контракт на выпуск. Тираж компакт-дисков
"Бесполая и грустная любовь"
отпечатали в Германии, на заводе Sonopress, 15
августа 1998 года. Забрать его с завода уже не
смогли А обложка все-таки получилась очень
красивой... 1998.
Опять начали искать студию. Решили
записывать "И корабль плывет". Кто-то
посоветовал звуооператора Ника Кейва Tony Coen.
Пообщавшись с ним, отказались - пафоса много,
а толка - не очень. Нашли
студию лучше
- Toyland Recording Studio. "Студия была просто
крутейшая. А таких раньше не видел, -
рассказывает Лёва. - Очень волновался..." В
туалете случайно разговорились с
музыкантами, работавшими в соседней студии.
Выяснилось: INXS заканчивают работу:
подкладывают музыку под записанный вокал
Хатченса. Братья Фаррис, Гарри Бирз и Кирк
Пенгелли зашли к русским соседям, послушали
материал, кое-чего посоветовали... Спасибо
за братскую помощь! Осенью, когда диск был
готов, "Би-2" решили идти уже
проторенной тропинкой: сотня CD-R'ов была
отправлена на все отчественные рекорд-лейблы.
Откликнулся Extraphone. 1999.
Как-то весной Лёва сидел в Интернете и
увидел, что в Москве скоро выступит группа
"Би-2". Потом выяснилось, что концерт,
якобы, отменен. Связался с хозяевами сайта,
спросил: "откуда такая информация?"
Ответили: "от менеджеров группы..."
Потом ночью Шуре позвонила московская
журналистка: "Мы вас ждем на Максидроме,
когда прилетаете? В день фестиваля?"... А никто никуда не
собирался. Поверить в то, что в России уже
знают "Би-2" было сложно. Просто потому,
что очень далеко. Тем более, что с Extraphon'ом
дела не клеились. А в Москве тем временем
околомузыкальные круги широко обсуждали
новую группу: MTV, Наше Радио, Максимум
наперегонки брали в эфир новые песни и
соревновались за право именоваться "первооткрывателями". Делать было нечего. Лёва и
Шура пошли покупать билеты. И вот они здесь... Москва, 1999-2000.
Осень прошла а поисках новых музыкантов -
австралийские коллеги Левы и Шуры не смогли
вырваться с Зеленого континента. После
прослушивания нескольких десятков
профессиональных музыкантов ребята
остановили свой выбор на Вадиме Ермолове,
который перешел из группы "Жуки" и
Григории Габермане, который раньше
самовыражался в "Квартале". Кроме того,
у группы появился продюсер - Александр
Пономарев, известный своей успешной
работой с группой "Сплин". Именно в таком составе
"Би-2" приняли участие в фестивале "Нашествие".
Его организатором выступало "Наше Радио",
задавшееся целью показать московской
публике самые интересные и перспективные
российские группы. Что ни говори, а приятно
оказаться в одной компании с группами "Zdob
si Zdub", "S.P.O.R.T", "Океан Эльзы", "Иван
Купала", Дельфином и Земфирой! Затем группа "Би-2"
приняла участие в съемках продолжения
нашумевшего фильма "Брат". В качестве
звуковой дорожки к первой части Алексей
Балабанов использовал песни группы "Наутилус
Помпилиус". Раздумывая над саундтреком к
"Брату 2", Балабанов прослушал более 50
альбомов российских музыкантов, и его выбор
пал именно на "Би-2". |