|
|
|
Возвращение с Победой
История группы "Би-2" в трех странах
и на двух континентах
Австралийские
сфинксы
Костяком
группы "Би-2", хранителями ее идей (а
иногда - и тайн) являются двое: Шура (музыка,
гитара, back vocal) и Лев (тексты, гитара, vocal).
Фамилии их никому не известны.
Официально они именуют себя Шура Би-2 и
Лева Би-2. В ответ на просьбу одного из
журналистов предъявить паспорт, Шура и
Лева вытащили на свет божий
австралийские паспорта, где черным по
белому было написано следующее:
Name: SHURA
Surname: BI-II
Nationality: australian
Запись в
паспорте Левы отличалась лишь именем.
Что ж, не будем удивляться. И не такое
видали! Жанна Агузарова, например, в свое
время получила в Л.-Анджелесе права на
имя 1990's.
Но то в Лос-Анджелесе!
В России с такими паспортами жить
нелегко. По словам Левы, он, гуляя по
Москве, постоянно раздает деньги ментам.
Всякий раз выясняется, что он чего-то там
нарушает. Жить в России, да чего-нибудь
не нарушить - это утопия!
Недавно, правда,
то ли денег Лева мало дал, то ли менты
попались совсем ссучившиеся, но за
нарушение паспортного режима они его
крепко поколотили. Позднее Лева с
гордостью показывал шрамы съемочной
группе русского MTV.
В
людях
Ребята ехидно улыбаются, когда их
называют "молодой группой" - они
занимаются музыкой уже 12 лет.
Всю историческую
часть "Би-2" можно заключить в один
зодиакальный цикл, попадающий под
влияние знака Дракона. А можно и не
заключать, а просто разделить на три
этапа (по географическому признаку):
белорусский, израильский и
австралийский.
Белоруссия, 1985. По телевизору - "Сябры",
"Верасы" и "Песняры". А рядом с
домом - театральная студия "Ронт",
куда "стражи порядка" "свозили"
трудных подростков, предоставляя им еще
один шанс "вернуться на стезю
добродетели". Наши герои, несмотря на
то что закон не нарушали, занятий в
студии старались не пропускать. Там
разномастным коллективом пытались
ставить Ионеско "Лысую певицу",
Беккета "В ожидании беды" и прочих
заморских драматургов, далеких от
соцреализма.
Теория актерского мастерства с упоением
черпалась из труда Михаила Чехова "О
задаче и актерах", а практика скоро
закончилась, потому как "труппу"
разогнали, а студию - закрыли.
1988. Юность у Шуры была суровая. После
8-го класса его выгнали из школы.
- На уроки нечасто ходил, плохо вел себя,
играл в школьном ансамбле ту музыку,
которую нельзя было. На дискотеках
ставил не итальянскую эстраду, а Depeche Mode,
Alphaville, A-HA, AC/DC. И когда закончил 8 классов,
ему заявили, чтобы в 9-й даже документы не
подавал. На что он сказал: и не собираюсь!
После продолжительных и ожесточенных
поисков работы Шура обрел себя в образе
то ли замдиректора, то ли завхоза ДК
Шинного комбината, руководство которого
позволяло музыкантам мучить струны в
своих стенах за периодические "шефские"
концерты. Лева к тому моменту как раз
заканчивал школу.
Репетировали много, песни писали быстро,
а выступления проходили весело, потому
как состав группы уже насчитывал
порядка 10-14 субъектов. Самым колоритным
был солист: недавно выйдя из колонии для
несовершеннолетних преступников, он
искал свое место под солнцем. "Он
пришел к нам и сказал: "Я буду у вас
петь", - вспоминает Шура. - Голос у него
был еще ничего, а вот внешность... Весь в
наколках". Ему определили место "панка"
и объяснили, что "Это такие крутые
пацаны, которые ходят в галифе, в сапогах,
на всех "забивают", и девчонок у них
просто до балды".
1989. Смешно, но свой первый большой
концерт "Би-2" сыграли 10 ноября, в
день милиции. Особенно веселился солист,
который попал в тюрьму за избиение
милиционера. Правда, к тому моменту он
уже ходил в статусе "друга группы",
поскольку петь стал Лева. "Когда Лева
стал приносить свои песни, я сказал:
лучше тебя этого никто не споет", -
делится Шура.
Расставим стилистические точки над "Би".
"Мы были припанкованной группой. Мы
играли (ассоциативно) что-то вроде Police,
такой ска с дудками, танцорами, а тексты -
остро социальные или остро сексуальные",
- рассказывает Шура.
"Шоу начиналось с того, что на сцену
вытаскивали гроб, и я вылезал оттуда в
прострелянной рубашке, да еще и с
подушкой, которую тут же рвал. Вся
публика моментально "оперялась", -
добавляет Лева.
Вот так объездили всю Белорусскую ССР.
Играли на разных, уже не подпольных, рок-фестивалях.
Например, на первом панк-рок-съезде в
Могилеве "Би-2" заняла первое место.
А потом все стало надоедать...
Клуб
путешественников
1990. "Мы
поняли, что в Белоруссии реализоваться
по-настоящему невозможно", - сообщает
Шура. И стали действовать.
Израиль, 1992. Лева наконец-то добрался
до Земли Обетованной, где Шура ждал его
уже больше года. Случайно встретили
приятеля-музыканта и стали репетировать
дальше. В этот период наши герои
приобрели массу замечательных по своей
неожиданности специальностей. Одна из
них - "охрана моря". "На самом деле
охраняли-то мы стройку, но она велась на
берегу, а наша сторожка стояла
практически в море", - ведает Шура. До
сих пор друзья не могут забыть вечеринок,
проводившихся в той легендарной
кочегарке, простите, сторожке. Именно
там, среди акустических концертов,
пришло ощущение, что нужно продолжать
пробиваться. Но Израиль - страна
маленькая...
"Там живет 5 миллионов человек, из них
миллион - русских. Такая страна может
выдержать лишь 5-6 больших групп, а
маленьким музыкантам там вообще делать
нечего", - говорит Лева. Однако пара-тройка
фестивалей все-таки была обработана. В
1992 году на одном из русскоязычных рок-форумов
"Би-2" завоевала приз зрительских
симпатий.
Духовные связи с родиной поддерживались
через российских гастролеров. Ходили на
"АукцЫон", "Аквариум", "Машину
времени". Но возвращаться не хотелось.
Австралия, 1995. Однажды утром Шура
уехал в Австралию и... не вернулся. Зато
стал звонить и рассказывать: "Да тут
все играют - куда не зайди, в любом пабе, в
каждом клубе! Приезжай сюда, здесь
атмосфера сумасшедшая!" - вспоминает
Лева. И пока этот герой готовился к
отъезду, тот вливался в рок-н-рольную
жизнь Зеленого материка.
"В качестве приглашенного музыканта я
успел поиграть в самых разных составах -
и джазовых, и готических, и этнических",
- сообщает Шура. А потом он стал звонить
Леве и все настойчивее требовать
приехать. Они делали песни по телефону и
с помощью почты. Шура отправлял другу
музыкальную "рыбу", а тот присылал
тексты. Потихоньку в Австралии
подбирался новый состав "Би-2".
Сначала появилась клавишница Победа -
выпускница консерватории, которая
училась в Мельбурне в аспирантуре. Затем
- еще пара-тройка музыкантов. С басистом
Peter Wardrobe получилась забавная история. В
поисках работы он ходил на
прослушивания ко всяким группам. В одной
задержался немного, но потом не
понравилось: "Музыка у вас слишком
банальная, ребята. Неинтересно мне с
вами" - и пришел в "Би-2", где его
все устраивало. Та начинающая "осиротевшая"
группа называлась Savage Garden. Может,
слышали?
Любовь
бесполая, а жизнь - веселая
потом
началась запись альбома "Бесполая и
грустная любовь".
"Большую часть этого диска мы
записали с человеком (James "Oysters"
Kilpatrick), который делал порядка 6 альбомов
для Midnight Oil, - рассказывает Шура. - Я тогда
все время ходил по студиям, искал,
открывал для себя истинное значение
звука. Ведь раньше как считали: взял,
записал на два канала - вот тебе и звук".
1997-98. Записывали пластинку на ESPY
Recorders. Попутно Шура попробовал свои силы
в музыкальной журналистике - написал
несколько репортажей о рок-фестивале в
Австралии для журнала FUZZ. За что получил
от журнала редакционное удостоверение,
с помощью которого частенько попадал на
концерты бесплатно.
А еще он однажды взял интервью у Стинга.
- Приезжает как-то в Мельбурн Стинг. Ну а
компания, которая занималась
организацией его концертов, сказала, что
Стинг не будет давать интервью. Я
подумал: ага, наверняка он будет делать
саундчек перед концертом. Я подхожу туда,
вижу: на скамейке сидит его клавишник
Кенни, человек просто легенда. Еще
легендарнее, чем Стинг. Я подошел к нему,
говорю: "Это ты, Кенни?" Он: "Да".
- "Знаешь что, - говорю, - у меня есть
мечта со Стингом познакомиться". Он
говорит: "Через 15 минут к этой двери
подойдет микроавтобус, выйдет Стинг,
подойди к нему просто втупую и скажи: "У
меня к тебе три вопроса". Если это
займет не больше двух минут, он ответит".
Действительно, через 15 минут подъезжает
микроавтобус, выходят два амбала, между
ними - Стинг. Я к нему обратился. Спросил:
"Как понравилось в Москве?" У него
недавно там концерт был. Тут лицо Стинга
совершенно изменилось. Я стал объяснять,
что я журналист, живу в Австралии,
работаю на российское издание. Он на
меня посмотрел и говорит: "У тебя есть
время свободное?" Я: "Да, конечно".
- "Пошли на саундчек, потом поговорим".
Так мы и пообщались.
Вскоре альбом был закончен, приехал Лева.
Стали обзванивать российские рекорд-компании.
Демо-запись была отправлена всем,
откликнулись только Rec Records и A-Ram. С
последними был подписан контракт на
выпуск. Тираж компакт-дисков "Бесполая
и грустная любовь" отпечатали в
Германии, на заводе Sonopress, 15 августа 1998
года. Забрать его с завода уже не смогли...
1998. Опять начали искать студию.
Решили записывать "И корабль плывет".
Кто-то посоветовал звукооператора Ника
Кейва Tony Coen. Пообщавшись с ним,
отказались - пафоса много, а толка - не
очень. Нашли студию лучше - Toyland Recording Studio.
"Студия была просто крутейшая. Я таких
раньше не видел, - рассказывает Лева. -
Очень волновался". В туалете случайно
разговорились с музыкантами,
работавшими в соседней студии.
Выяснилось: INXS заканчивают работу -
подкладывают музыку под записанный
вокал Хатченса. Братья Фаррис, Гарри
Бирз и Кирк Пенгелли зашли к русским
соседям, послушали материал, кое-чего
посоветовали. Спасибо за братскую
помощь!
Осенью, когда диск был готов, "Би-2"
решила идти уже проторенной тропинкой:
сотня CD-R'ов была отправлена на все
отечественные рекорд-лейблы.
Откликнулся Extraphone.
1999. Как-то весной Лева сидел в
интернете и увидел, что в Москве скоро
выступит группа "Би-2". Потом
выяснилось, что концерт якобы отменен.
Связался с хозяевами сайта, спросил: "Откуда
такая информация?" Ответили: "От
менеджеров группы". Потом ночью Шуре
позвонила московская журналистка: "Мы
вас ждем на "Максидроме". Когда
прилетаете? В день фестиваля?"
А никто никуда не собирался. Поверить в
то, что в России уже знают "Би-2",
было сложно. Просто потому, что очень
далеко. Тем более что с Extraphon'ом дела не
клеились.
А в Москве тем временем
околомузыкальные круги широко
обсуждали новую группу: MTV, "Наше радио",
"Максимум" наперегонки брали в эфир
новые песни и соревновались за право
именоваться "первооткрывателями".
Делать было нечего. Лева и Шура пошли
покупать билеты. И вот они здесь...
Здравствуй,
Родина!
Москва,
1999-2000. Осень прошла в поисках новых
музыкантов - австралийские коллеги не
смогли вырваться с Зеленого континента.
После прослушивания нескольких
десятков профессиональных музыкантов
ребята остановили свой выбор на Вадиме
Ермолове, который перешел из группы "Жуки"
и Григории Габермане, который раньше
самовыражался в "Квартале". Кроме
того, у группы появился продюсер,
Александр Пономарев, известный успешной
работой с группой "Сплин".
Именно в таком составе "Би-2"
приняли участие в фестивале "Нашествие".
Его организатором выступало "Наше
радио", задавшееся целью показать
московской публике самые интересные и
перспективные российские группы. Что ни
говори, а приятно оказаться в одной
компании с группами Zdob si Zdub, S.P.O.R.T, "Океан
Эльзы", "Иван Купала", Дельфином и
Земфирой!
А затем группа "Би-2" приняла
участие в съемках продолжения
нашумевшего фильма "Брат".
Раздумывая над саундтреком к "Брату-2",
Балабанов прослушал более 50 альбомов
российских музыкантов, и его выбор пал
именно на "Би-2".
Сергей Бодров-младший успел не только
познакомиться, но и подружиться с "Би-2".
Сам Бодров предпочитает слушать песни
на русском языке. "Не хочу никого
обижать - я в музыке мало понимаю (хотя
мой герой постоянно ходит в наушниках),
но, на мой взгляд, "Би-2" - лучшее из
того, что есть в нашей популярной музыке.
Поверьте, мы много групп прослушали".
Шура: "В Австралии
так получилось, что я запомнил всего три
русских фильма, которые за семь лет
посмотрел. Это были "Особенности
национальной охоты", "Брат" и "Время
печали еще не пришло". И нам, конечно,
было очень лестно, что Балабанов нас
позвал".
Музыкантам досталась не слишком
оригинальная роль - ребята играют сами
себя.
Шура: "Это была
идея режиссера. По сюжету братья
приходят в клуб послушать группу. На
самом деле там должна была играть "ДДТ".
Вы же видели - там по ходу сюжета
показывали их афиши? Но в конце концов
что-то не склеилось, как обычно это
бывает, - какие-то бумажные дела".
По сценарию они выступают в одном из
чикагских клубов, где неожиданно
начинается перестрелка. Эта сцена была
снята в декабре в Чикаго, а в конце
января участники "Би-2" оказались в
Петербурге, где Алексей Балабанов
снимал видеоряд для клипа на песню "Полковник",
который предварял выход картины.
Затем было нашумевшее выступление на
"Максидроме-2000", где в песне "Полковник"
группе подпевали самые настоящие
полковники.
Шура: "Это был
ансамбль песни и пляски "Красная
звезда". Они на самом деле оказались
полковниками, многие прошли Афган. Это
не то что мы, там, рок-группа,
выделываемся, а мужики конкретные..."
Презентацию же своего альбома "Би-2"
решили устроить в обычной московской
школе.
Лева: "Мы любим все
необычное. За право нас пригласить на
"Последний звонок" был целый
конкурс в интернете и на MTV. Мы устроили
концерт-презентацию. Дети были просто
супер! Та-а-акие школьницы - вообще улет!"
Но еще более сильные ощущения друзья
получили, посетив историческую родину -
Белоруссию.
Лева: "Недавно
друзей навещали. Мы как будто попали
обратно в 88-й год. Приехали как раз 22
апреля. Везде растяжки висят: "130 лет
со дня рождения Владимира Ильича Ленина".
Что это?! А у всех бодун такой... Взяли
пива, пошли по городу гулять. Везде чисто
- ни бычка, ничего. Через каждые десять
метров стоит мент. И куча молодежи с
флажками. Пока мы полтора часа пили пиво
в парке, они все стояли. Потом пронесся
кортеж, они помахали флажками несколько
секунд, и все разошлись. Оказывается, это
проезжал Лукашенко".
Приятно знать, что кое-какие вещи в этом
мире не меняются никогда.
Сейчас, когда вы читаете эти строки,
группа "Би-2" должна сидеть в
Австралии и записывать новый альбом.
Вася ХМУРЫЙ
|
|
|