|
|
|
Автор: Сергей Степанов aka
Sgt (sgt@nashe.ru)
Copyright содержания: © 2000
Фото: Надежда Лебедева (Zvuki.Ru), Николай
Сергеев
Рано
или поздно любое обещание приходится
выполнять. И уж тем более не
отвертеться от обещания публичного.
Не одну неделю всем посетителям
этого сайта упорно обещался рассказ
о впечатляющем старте «Феллини-тура»
групп «Сплин» и «Би-2» в столичной
Горбушке. Тем временем тур
продолжался, почти уже даже
закончился, стихийно возобновился и
логично перерос в летне-фестивальный
беспредел. После чего не мог не
закончиться чем-то большим, красивым
и безмерно пафосным. Изъясняясь
простым русским языком, концертом в
удивительно бестолковом, но все ж
таки главном зале Москвы. В
спорткомплексе «Олимпийский».
Собственно, автору этих строк о
наполеоновских планах менеджмента
двух наиболее востребованных поп-рок-талантов
этого года было известно давно.
Вероятно, тогда же автором было
принято решение отложить
словоблудие на заданную тему до
осени. При этом риск такого шага был
очевиден даже автору: все-таки
апрельское действо в Горбушке по
любой версии являлось каким-никаким
событием, а вот из затеи с «Олимпийским»
ничего путного могло и не выйти.
Более того - на неуспех грядущего
мероприятия на 15-тысячном стадионе
чуть ли не принимались ставки -
причем с тем же коэффициентом, с
каким букмекеры берут деньги за
вероятность победы футбольной
сборной, скажем, Испании над сборной
Андорры.
|
Впрочем,
если мне не изменяет память, даже
Андорра как-то раз кого-то обыграла. А
тут вам никакая не Андорра - тут вам
все-таки группа «Сплин», некогда уже
побывавшая в «высшей лиге» русского
рок-н-ролла, и группа «Би-2»,
настойчиво туда рвущаяся. Здесь, по
традиции, стоило бы сказать, что
только из праздного интереса и
отправился я в этот дождливый и
вообще довольно мерзкий (будний к
тому же) вечер в «Олимпийский». Но все
вы, конечно, знаете, что это не так -
просто группа «Сплин» мне давно,
стабильно (и безотносительно чего бы
то ни было) нравится - да и «Би-2», по
старой памяти, вызывают сплошь
неотрицательные эмоции. К тому же,
открою секрет, и живу я от станции
метро «Проспект мира» совсем
недалеко.
|
О
том, как я героически дошел до «Олимпийского»,
не уставая поражаться количеству
встречающихся в метро и стоящих в
длиннющей (нет, правда) очереди на
вход в с/к, говорить, опять-таки не
стоит. Во-первых, об этом вам все
рассказали. Во-вторых, ничему я на
самом деле не поразился. Дивиться
можно было тому, что Muse и Placebo
прилично недобрали в нашей столице
даже до половины обычной вместимости
залов, где они играли. От противного,
почему бы не собрать половину «Олимпийского»
(а большего от них не требовалось)
группам «Сплин» и «Би-2»?
|
Вообще
говоря, от банальностей здесь никуда
не уйти. Смирившись с этим, напишу
третью. Что лейтмотивом концерта,
конечно же, стало очередное (оно же,
видимо, последнее и самое что ни на
есть публичное) столкновение двух
групп на почве того, кому из них
именоваться группой номер один (в
этом году и в этой, как вы
догадываетесь, стране). Об этом я
собирался написать еще в отчете из
Горбушки - но с тех пор ситуация
принципиально изменилась. За
минувшие полгода «сплины» как-то
резко и уверенно ушли в данном споре
вперед, подарив массам главный хит
лета и почти что блестяще выступив на
каждом из фестивалей, где им довелось
участвовать. Напротив, «Би-2» словно
погрузились в спячку, в тему
разродившись сонливым каким-то
шлягером «Моя любовь», а на
фестивалях традиционно решая
вопросы не творческие, но
технические (типа «а почему опять
одного басиста слышно?») Впрочем, в
понимании продюсеров, стэйдж-менеджеров
и прочих вам малоизвестных воротил
ситуация к 11 октября обстояла точно
противоположная.
|
Это
я к тому, что группа «Сплин» играла
первой - что было не совсем правильно.
Вернее даже, совсем неправильно - при
таком настроении г-на Васильева
лишать его заслуженного статуса
хэдлайнера всея «Феллини-тура» было
нелогично и несправедливо. Однако же,
психоделичное intro «Мы тоже любим Pink
Floyd» изящно трансформировалось в «Феллини»
без «Би-2», и массы сразу осознали, кто
у нас нынче хэдлайнер. Хотя вру - в тот
момент массам было это глубоко
фиолетово. Саша Васильев соло в
облике Иисуса Христа (небритый,
нечесаный, в рубашке-распашонке,
которая, понятное дело, была именно
что распахнутой) смотрелся крайне
убедительно и ни на секунду не дал
усомниться, что герой сегодня он и
никто другой.
|
Группе
«Сплин» место тоже нашлось - когда
служивший сценическим бэкграундом
гигантский кинопроектор впервые
поменял свое заметное и с галерки
содержание, а на экранах по бокам от
сцены началась трансляция видео на «Остаемся
зимовать» студии Vilks Film. Музыканты
действительно не подкачали -
гитарист Стас безжалостно терзал
гитару и самозабвенно (как всегда)
исполнял Арию тибетского Ламы,
барабанщик Сергей здесь же выдал в
финале совершенно умопомрачительное
соло, клавишник Коля вернул шарм
непотопляемому хиту про то, что скоро
рассвет, а вечно смеющийся (не к месту)
флейтист Яник заставил своими
проникновенными руладами на «Приходи»
расплакаться наиболее
чувствительную часть зала. Кстати,
звук на «Сплине» был (для данной
площадки) ни много ни мало
феноменален.
|
Из
предыдущего абзаца можно уяснить,
что так называемые «старые» песни в «Олимпийском»
нет-нет да звучали - одна с «Фонаря
под глазом», две с «Альтависты» и аж
пять с «Гранатового альбома».
Идейный брат и соратник последнего (по
мнению многих) «25-й кадр» стал, однако,
безусловным фаворитом вечера - благо
по количеству хитов (состоявшихся
или потенциальных) успел побороть
всех предшественников. Состоявшиеся
(«Феллини», «Зимовать», «Звезда рок-н-ролла»,
«Мое сердце») в комментариях не
нуждаются, а на «Пластмассовую жизнь»
клип снимать однозначно нужно - судя
по оказанному ей приему, песня уже
сейчас «тянет» чуть ли не на «Я хочу
быть с тобой-2001».
|
Впрочем,
как уже было сказано выше, вовсе не
только хитами радовала 11 октября
своих старых поклонников группа «Сплин».
Один из таких поклонников (в лице
меня) особо желал бы отметить песни «Молоко
и мед» и «Линия жизни», исполненные
одна за другой и внесшие изрядную
долю гитарного грува и исконно splean-made
драйва в обстановку всеобщей
влюбленности и самовлюбленности.
Апогеем последней стала еще одна
неожиданно прозвучавшая «старая»
песня про Люсю, что сидит дома -
дребезжащие вопли «я рулю» в финале
окончательно дали понять, что
Васильев доволен сегодня и собой, и
публикой. Что греха таить, и публика
им сегодня очень довольна. Из правил,
конечно, бывают исключения, а времена,
когда российские рок-музыканты не
мыслили себя вне политики, ей-богу,
прошли. Поэтому-то упомянутые всеми
СМИ перфоманс с восточной накидкой и
фразу «Чем больше они бомбят
Афганистан, тем больше мне хочется
принять ислам» позволю себе считать
неуместной и оставлю без прочих
комментариев.
|
Как
не требует комментариев и ударный
финальный сет «Сплина», почти
идеальный на сегодняшний день по
накалу и общей драматургии («Пластмассовая
жизнь»-«Орбит б/сахара»-«Выхода нет»-«Мое
сердце»). Все было хорошо - и хорошо
закончилось. Многие, похоже, и правда
не знали его до этого лета... Группу «Би-2»
стар и млад знает с лета прошлого,
когда «Полковнику никто не пишет»
гремела из каждого пункта общепита
Москвы и ближайших окрестностей, а
далее - везде. Что в контексте «Финального
кадра» не имело, однако, ни малейшего
значения. Каждый себя уважающий
меломан, пришедший в этот вечер в «Олимпийский»,
знал, что группа «Би-2» должна активно
исполнять новые песни, что скоро у
группы «Би-2» выйдет новый альбом, а
собственно в четверг должен был
выйти и макси-сингл - с той самой
песней «Моя любовь».
|
Садо-мазо-любовная
тема в сете «Би-2», конечно же,
преобладала. Начав с провокационной (в
меру) «Мяу кисс ми», облаченные в
строгие двойки музыканты жестоко
разделались с бутафорским органом
кровообращения на словах «Ты
разбиваешь мое сердце». Благодаря
выгодному расположению на сцене,
разбитое надвое сердце и стало
символом часового выступления «Би-2»
- как символом такого же сета «Сплина»
был одинокий анчар. За следующие
двадцать минут от своеобразной
любовной лирики «Би-2» впору было
повеситься: «Варвара», «Моя любовь»,
свежая «Недотрога» и - как апофеоз
сплина по-мельбурнски - «Медленно
схожу с ума». Вот уж точно.
|
Зал
начал сходить с ума чуть позже. С
драматургией и у «Би-2» все в полном
порядке, поэтому, спев пару старых («Корабль»
и «Мой друг») и пару новых («Мой рок-н-ролл»
и «Еще не вечер») вещей, они методично
добили и без того разбушевавшихся
поклонников «Волками», «Полковником»
и «Серебром». При этом начиная с
середины выступления
активизировалась обещанная духовая
секция (разглядеть лица не удалось), а
на песне «Мой рок-н-ролл» (исполняемой
Шурой Би-2 самой, по-моему, красивой
песней грядущей пластинки)
акустическую атмосферу дополнил
также анонсировавшийся струнный
ансамбль. Которому еще предстоит
перепугаться от фейерверка на
главной песне, ради которой его сюда
позвали.
|
Пока
же Лева тянет вечную песнь про
уходящих в никуда волкОв, а в роли
бэкграунда выступает огромная и
оттого еще более печальная волчья
морда. Пожалуй, этот кадр на
кинопроекторе можно признать лучшим.
А в случае с видеорядом, напрягши
память, отдать пальму первенства «сплиновской»
«Молоко и мед», где кадры из
концертного видео на песню лихо
микшировались со съемками сцены - и
на миг мне даже показалось, что
Моррис снова играет в группе на басу.
|
Сейчас,
впрочем, на басу играет совсем не
Моррис, а вечная беда летних
фестивалей с участием «Би-2». Вот их
басиста всегда слышно лучше всех, но
сегодня он какой-то скромный, и даже
на громоподобном «Полковнике» его
слышно не лучше, чем остальных. И то
хорошо. Потом будут, как вы понимаете,
оркестр, зажигалки, фейерверк и
запланированный выход Васильева. В
очередной раз перекричавшего Леву в
припеве «Феллини» и поставившего все
точки над «i» в надоевшем всем споре.
Для каждого, однако, свои.
|
И пока в зале еще кружились
(наверное) белые листочки-афиши
концерта (щедро напечатанные по
количеству зрителей, не меньше), шел я
(пешком! кайф!!) домой и думал почему-то,
что «Линия жизни» - лучшая песня на
русском языке, что я слышал за
последние года три. Ну да, я и говорю,
для каждого - свои...
|
|
|
|